пятница, 5 января 2018 г.

Раиса Сухорукова. Стихи разных лет

Раиса Никандровна Сухорукова, директор  РНТБ, г.Минск


Вновь чистый лист ты видишь поутру
Наверное, уже берут свое
Прошедшие, нет - прожитые годы.
Они дают взглянуть на бытие
С позиций чувства  внутренней свободы.

Слова, ну как бумажки на ветру,
Летят, теряются в какой-то дали.
И чистый лист ты видишь поутру.
На нем еще слова не написали.

Ты утром снова начинаешь жить,
Тут строить планы, там решать задачи,
Да переделать все дела спешить…
И снова прожит день, что утром начат.


Закрыты двери в будущее нам,
И в прошлое ты не откроешь двери.
Приходится нам доверять мечтам,
Хотя мечтам мы верим и не верим.

А прошлое – уже не изменить.
Да и не хочется,  оно – богато.
Ведь в прошлом мы умели славно жить,
Хотя и не казалось так когда-то.

И этот внутренний богатый мир
Спасает нас от жизненных печалей.
Скопили мы его, как балансир,
Чтоб нынче мы с каната не упали.

Чтоб снова начинали каждый день
Мы с чистого листа,  не сожалея.
Хоть  многое уже и превратилось в тень.

Но лучшее-то  помнить мы умеем!

Из цикла «ОСЕННЯЯ ТЕТРАДЬ»

Бабье лето

Про осень многие поэты написали,
Порой, бессмертные по красоте стихи.
Красива осень в золотом начале,
Спокойны дни ее и вечера тихи.
Особо благодатно бабье лето,
На солнце паутинок серебро
Сияет.  Все вокруг теплом согрето
Недолгим. Лето красное прошло,
А это бабье лето золотое –
Его последний вздох перед концом.
Чело его румяно-молодое
Венчает осень золотым венцом
Кленовых, острых, ярко-желтых листьев.
И мы грустим неведомо о чем.
Как будто с чем-то светлым, добрым, чистым
Прощаемся и молча листья жжем.

 Осенние мысли

Прости мне, осень, нелюбовь мою.
Тебя я, правда, вовсе не люблю.
Ты – угасанье теплых летних дней,
Несешь ты скуку для души моей.
Печальных дум я не хочу будить,
Хоть без печалей нам и не прожить.
Но даже редкий среди серых туч
Несет надежду солнца яркий луч
На возвращенье летнего тепла.
Ну, а сейчас поля покрыла мгла,
И сеет дождик водяную пыль
На все вокруг. Но даже эта быль
Имеет жизнерадостный конец.
Дал осень хмурую для нас не зря, Творец.
Тем нам приятней греться: у огня,
Под теплым душем на исходе дня,
Чем непогода на дворе сильней.
И дома нам уютней и теплей,
Когда стучит унылый дождь в окно.
Во всем свой смысл. Известно ведь давно,
Что все неоднозначно в  мире этом,
И осень хороша.Но все  же лучше лето.
***
Порой осенней

Порой осенней, порой печальной
Чудесно ехать дорогой дальной.
Стучат колеса, сидим за чаем
И даже время не замечаем.
Течет беседа о сокровенном.
Легко в дороге быть откровенным,
Про что-то вспомнить, излить всю душу,
Потом соседа про жизнь послушать.
Бегут минуты, но те мгновенья -
И утешенье и очищенье.
***
Проносятся осенние картины

Проносятся осенние картины,
Мелькая желто-красным за окном.
Поет мотор, свистят тихонько шины,
А я кайфую, сидя за рулем.
Летит моя машина, словно птица,
И в ней мелодии французские звучат.
Я за рулем, и это мне не снится.
А осень мне устроила парад.
И солнце озарило ее краски,
И дождик их для яркости промыл,
Вот золото листвы, как будто  в сказке,
Веселый ветер в вальсе закружил.
Красива осень, платье золотое,
Конечно, замечательный наряд.
Деревья смешанным и вольным строем -
Ее войска – по сторонам стоят.
Хоть зелены пока еще пригорки,
Но уж без листьев при дороге сад
И, как шары на новогодней ёлке,
На голых ветках яблоки висят.
Вдаль серой лентой тянется дорога,
Я не спешу на третьей полосе.
Так хорошо! Так впечатлений много!
Что не хочу спешить домой, как все.
Продлить хочу приятную дорогу,
Налюбоваться красотой вокруг,
Увидеть, как за свежим желтым стогом
Прозрачной зеленью еще сверкает луг…

  ***
Сиреневый букет цветов осенних

Сиреневый букет цветов осенних –
Таких душистых терпких хризантем
Расцвел в саду под яблоневой сенью
На радость мне, на радость всем.
Когда средь облаков проглянет солнце,
Откуда только не летят они -
Жучки и бабочки, шмели и пчёлки,
А ведь прохладные настали дни.
И жизнь кипит в сиреневом тумане,
Осыпанном пыльцою золотой.
Но скоро осень поздняя настанет,
И первый снег накроет с головой
Цветы последние.  Но как же сильно пахнут
Они, свои расправив лепестки.
Морозным утром все равно не чахнут
Сиреневые нежные цветки.
Как будто говорят: зима не вечна.
Придет весна. Ну, а пока бодрись.
Все это так. Но как же быстротечна
Вся эта жизнь. Вся наша жизнь.

Из цикла «ПАЛАНГА»



Когда уеду к северному морю

Я знаю, почему мне хорошо.
Мой отпуск наступает очень скоро,
И я уеду к северному морю,
Куда ритм жизни бурный не дошел.

И буду воздух я вдыхать морской,
Бродить по берегу песчаному с усладой.
Там будет долгожданною отрадой
Прохладный бриз и ласковый покой.

Средь сосен и песчаных белых дюн
Иду  хоть самой ветреной  погодой.
Забуду здесь про прожитые годы,
И станет дух мой, как когда-то, юн.

Ничто не лечит раненой души
Так быстро, как прекрасная природа.
Глаза лаская синью небосвода,
Она мне говорит: «Живи! Дыши!

И радуйся, что дышишь и живешь
Что слышишь шепот волн и видишь небо!»
И бед моих как будто бы и не было,
И мир вокруг так ласков и хорош.

Да, правда, мир и ласков и хорош.
Природа-мать, детей своих жалея,
Одна утешить нас легко умеет,
Когда мы жизнь не ценим даже в грош.

Я рада, что подходит отпуск мой,
Когда уеду к северному морю
И вырвусь на спасительную волю.
Уж слышен мне твой шум, морской прибой…
***




В Палангу

В Палангу мы неспешно собрались,
Подруга странствий по литовским далям.
Они нам очень украшают жизнь
И для души они так много дали –
Прогулки по литовским городкам,
По берегам балтийским с плеском моря.
Вдали оставив суету и гам,
Тоску и грусть, былое наше горе,
Мы радуемся жизни. И простор
Открыт для нас и наших путешествий.
Ведем неторопливый разговор
И наслаждаемся покоя счастьем вместе.
Здесь воля вольная для отдыха у нас,
Здесь мы уходим от суетной жизни.
Горит свеча для нас в вечерний час,
Поют сверчки в траве у виллы ближней.
Покой и воля, воля и покой –
Вот то, что мы, устав от жизни, ищем.
Песчаный берег, ветерок морской…
Есть все для сердца и духовной пищи
На этом ветреном прекрасном берегу,
Где хорошо с рассвета до заката.
И долго позабыть я не смогу
Поездок наших радостные даты.


Паланга – ты мое спасенье

Бежав сует большого града,
Покинув шум людской молвы,
Здесь моря гладь моя отрада,
И царство сладкой тишины.

Ее ничто не нарушает:
Лишь сосен шум да плеск волны.
Мне отрешиться не мешает
Ничто от бренной суеты.

Брожу свободная, как ветер,
По кромке вод и не спешу.
Мне солнце радостное светит,
Я пряди мокрые сушу.

Свободен ум от дум печальных,
И вольно дышит грудь моя.
В других краях теперь уж дальних
Кипят все страсти без меня.

Мне хорошо, мне так привольно,
Лежу ли, молча, на песке,
Плыву ли средь стихии водной,
От берегов невдалеке.

Я средь толпы такой же праздной,
Когда захочется - пройдусь.
Здесь каждый день для сердца праздник,
Здесь нет такого слова «грусть».

Паланга – ты мое спасенье
От грустных дум и суеты.
Душе ты даришь обновленье
И будишь светлые мечты.
***


 Не пропадет библиотека

Проблемным стало в нашем веке
Понятие «библиотека».
Сидят и взрослые и дети
И днем и ночью в Интернете.

Удобно, лежа на диване,
Иметь, как будто воду в кране,
И информации потоки,
И почту, и любые блоги.

И появились кривотолки -
В библиотеках мало толку.
Но время, как всегда, рассудит,
И снова станет ясно людям,

Что чуть не с бронзового века
Всегда была библиотека.
Неважно глина иль береста,
Пергамент иль бумага просто

Хранили летопись событий,
Иль описания открытий,
Стихи, романы, пьесы, сказы,
О путешествиях рассказы,

Хранили мысли и познания
О том, как лучше строить здания,
Растить пшеницу или просо,
И что таит далекий космос.

Не важно, на каком носителе,
Но будут новые хранители
Того, что называют знанием.
Но даже под иным названием,

Как ни зови, а суть останется,
Другим профессия достанется.
Преодолев капризы века,
Не пропадет библиотека!

***
Перед собою мы
                         лукавить не будем:
Библиотекари –
                         счастливые люди.
Жить в мире книг
                         среди искусства и знаний,
Приобретая столько
                          разных познаний,
Общаясь с умными людьми
                          каждодневно –
Всё это счастье
                           и удача, наверно.
Про исключенья вспоминать
                           мы не будем,
Они нечасты
                           и про них мы забудем.
Листая книжные,
                           журнальные страницы,
Картины видишь там
                            событий и лица,
И ощущаешь вдруг
                            дыханье природы...
Нам всё доступно
                             в любой день года.

А запах книжный
                              в уютных залах?
Как незаметно там
                             и время пробежало.
И хоть с годами
                              мы строже судим,
Библиотекари –
                              счастливейшие люди!

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Ю.Максименко. Ненаписанное письмо Андерсена Пушкину

Ненаписанное письмо Ханса Кристиана Андерсена Александру Сергеевичу Пушкину (из цикла «Письма другу») Приветствую Вас, господин Пушкин...