Юрий Максименко, РНТБ (г.Минск)
(из цикла «Кумекин и К»)
Репейников явился в офис заспанным.
– Шеф, что случилось? Зачем надо было поднимать ни свет, ни заря?
– Что убийца выпрыгнул со второго этажа?
Приходите,
когда вас убьют!
(из цикла "Кумекин и К")
(из цикла "Кумекин и К")
Вечерами детективное агентство Кумекина обычно бывало пустынным.
Сам хозяин засиживался допоздна, потому как спешить ему было некуда – в свои
сорок лет он оставался убеждённым холостяком, всё своё время отдавал любимой
работе, а «сердечные пустяки» считал уделом неисправимых романтиков. Жил
Кумекин один в небольшом домике почти в центре города. Одну часть дома занимало
детективное агентство, а в жилую его часть можно было попасть через небольшую
дверь в кабинете Кумекина, искусно замаскированную под книжный шкаф.
Кроме Кумекина в агентстве работала худющая девица-секретарь
неопределённого возраста с волосами цвета пожар в джунглях да молодой помощник
Репейников, который оправдывал свою фамилию здоровой дотошностью. Несмотря на
свой почти юношеский возраст парнем он был башковитым, энергичным. Кумекин
мысленно называл его «живчиком с мозгами». Живчик в свободное от дел время
ошивался в приемной у секретарши и доводил её до припадка каскадом анекдотов,
иногда почти сальных.
И вот однажды, когда Пожар в джунглях, увлекаемый Репейниковым,
покинул офис агентства, на пороге кабинета Кумекина появился Он. Странный
клиент с серым перепуганным лицом. Он попросил закрыть жалюзи на окнах, присел
на краешек стула и стал говорить зловещим шепотком: «Помогите! Меня хотят
убить!».
– Простите, кто вас хочет убить, за что и почему Вы так
решили? – спросил Кумекин. – А, может это вам кажется?
– Вот и в милиции сказали, что у меня простая паранойя и
посоветовали прийти, когда меня убьют. Шутники в погонах! А мне до шуток.
Меня преследуют.
– Как выглядит подозреваемый?
– Как человек!
– Понятно, что не зелёный человечек…– сострил Кумекин.
– А вы не смейтесь. Он может принимать любое обличье! – шептал
странный посетитель. – Вчера преследовал меня до самого подъезда. Я спрятался
под лестницей и оглоушил его сумкой с гантелями. Проверил пульс. Пульса нет. Но
он просто имитировал смерть.
– По-моему, кто-то из нас тщетно имитирует здравый рассудок, –
вслух размышлял Кумекин. – Ну и где ваш труп?
– Он исчез!
– А был ли мальчик?
– Я же говорю: он имитировал смерть…И снова меня преследует!
– А фамилия ваша как?
– Фамилию свою вам сказать пока не могу…я работал в органах…
– Во внутренних?
– Во внешних…
– Ухо, горло, нос? – съязвил Кумекин.
– Я работал в секретной лаборатории, проводил опыты…Вживлял
человеку жабры…
– Так может, это сам Ихтиандр преследует Вас из-за неудачных
опытов?
Посетитель по-прежнему не улавливал иронии в словах Кумекина.
Посетитель по-прежнему не улавливал иронии в словах Кумекина.
– Я продолжаю дело доктора Сальватора. Мне удалось достичь того,
что не по зубам оказалось ему!
– Поздравляю. А кто же Вас всё-таки преследует?
– Представитель подводной цивилизации, затонувшей Атлантиды. Они
не хотят, чтобы человечество спустилось на дно океана и нашло там цивилизацию
атлантов.
Сверкнула молния, раздались раскаты грома. Сильный ветер
распахнул окно и стал рвать шуршащие жалюзи. Посетитель упал на пол с криком
«Это он! Закройте окно!». Когда Кумекин закрыл окно и вернулся к столу,
посетителя уже не было. Детектив собрал разбросанные ветром дела и хотел
удалиться домой сквозь потайную дверь, как вдруг неожиданно вернулись
Репейников с Пожаром в джунглях.
– Мы за зонтиками, шеф. А Вас там в приёмной женщина ждёт.
Говорит, её мужа убили. Какого-то очень известного засекреченного биолога.
– Мадам Сальватор её фамилия? – пошутил Кумекин.
– Александр Сергеевич, Вы зря смеётесь. Старушка в печали! – обрела дар речи секретарша. – Отпоили её валерьянкой, уложили на кушетку в приёмной. Выйдите к ней.
– Александр Сергеевич, Вы зря смеётесь. Старушка в печали! – обрела дар речи секретарша. – Отпоили её валерьянкой, уложили на кушетку в приёмной. Выйдите к ней.
– Житие мое…И почто мне такое наказание! Мало им дня! Уже по
ночам ходить стали! – проворчал Кумекин, но в приемную всё же вышел. На кушетке
лежала, обмахивая носовым платком женщина комплекции мадам Грицацуевой. При
виде Кумекина она резко приняла вертикальное положение.
– Господин Кумекин, слёзно умоляю: верните честное имя моего мужа! На Вас вся надежда. Не откажите. Я прошла огонь, воду, медные трубы и внутренние органы…Только Вы можете мне помочь!
– Господин Кумекин, слёзно умоляю: верните честное имя моего мужа! На Вас вся надежда. Не откажите. Я прошла огонь, воду, медные трубы и внутренние органы…Только Вы можете мне помочь!
– Ближе к телу! – по-бендеровски сказал Кумекин, пощипывая редкие
усики.
– Они говорят, что муж мой Иван Васильевич покончил жизнь
самоубийством, а я уверена, что его убили.
– Ваш муж главный по тарелочкам?
– Он – крупный биолог. Только засекреченный.
– Видел я вашего крупного…Маленький, хлипкий, как вешалка для
плаща. Приходил ко мне полчаса назад…
Нео-«Грицацуева» упала в обморок. Когда очнулась, словесный поток
невозможно было остановить:
– Ванечка – такой впечатлительный! («Заметил!» – подумал
Кумекин). Говорил, что его всё время преследовали. Кто-то, кто постоянно
изменяет своё обличие. («Зелёный человечек! Оборотень!» – мысленно
комментировал детектив). Незадолго перед гибелью к нему приходила какая-то
девица. Сказала: «Милиция Вам не поможет, зато я помогу». Предлагала
безопасность и спрятать архив исследований. Но Ванечка никому не верил. Увидел
в газете объявление о вашем агентстве и ушел. Больше я его не видела…живым. –
Вдова заплакала.
Пожар в джунглях и Репейников принесли воды, накапали валерьянки.
– Но как Вы могли его видеть полчаса назад, если я похоронила его три дня назад?
– Призрак! – отреагировала секретарша.
– Но как Вы могли его видеть полчаса назад, если я похоронила его три дня назад?
– Призрак! – отреагировала секретарша.
– Или кто-то умело имитирующий вашего мужа. Двойник! – Кумекин
присел рядом со вдовой. – Где нашли труп? Мне надо обследовать место гибели.
Ваш муж нёс собой какие-нибудь документы?
– По-моему, при нём был портфель! Но на месте гибели ничего не
нашли. Может он в заросли улетел, когда мужа сбила машина?
– Едемте туда!
– Но на улице дождь, гроза… Может завтра?
– Завтра будет поздно! А дождь скоро закончится.
Кумекин помог вдове подняться, и они вышли из агентства.
Репейников с секретаршей последовали за ними. Чтоб пресечь гнетущее молчание,
Кумекин включил радио. Популярная группа пела: «Держаться за воздух, за острые
звёзды…».
– Чем занимался Ваш муж? Какого рода исследованиями? – спросил
вдову детектив.
– Криконсервацией какой-то. Я не знаю точно.
– Криоконсервацией значит. И в своих исследованиях, похоже, он
ушёл далеко, если его…остановили.
Вдова заплакала.
– Но кто устроил этот маскарад с цирком у меня в кабинете,
нёс всякую галиматью про вживление жабр? Я принял его за очередного городского
сумасшедшего, а это наверняка была разведка боем. Враги вашего покойного мужа
явились ко мне в надежде, что я посвящён в секреты профессора.
– А Вы не посвящены? – В унисон спросили Репейников и Пожар в
джунглях.
– Увы…
Поиски портфеля оказались безрезультатными. Вымокнув под дождём,
Кумекин оставил Репейникова с секретаршей, завёз вдову домой и вернулся в офис.
В приёмной зазвонил телефон. Кумекин поднял трубку. На том конце телефонного
провода услышал взволнованный голос профессорской вдовы:
– Александр Сергеевич, портфель мужа я нашла дома. Но он пуст!
– Будем искать. Если Вы не против, завтра заеду к Вам и мы поищем
бумаги вместе.
Вдова согласилась. Закончив разговор, Кумекин бросил случайный
взгляд на приоткрытый ящик в столе секретарши. Поверх бумаг в нём лежала книга
«Человек-амфибия».
– А вот и наш «Ихтиандр»!
Кумекин позвонил вдове:
– Лидия Ильинична, мне нужно срочно приехать к Вам. Кажется, я
знаю, кто причастен к смерти профессора.
Вдова встретила его на лестничной площадке.
– Кто же убийца? – по пути в кабинет мужа спросила она.
– Лидия Ивановна, как выглядела женщина, которая приходила к Вашему мужу незадолго до его гибели?
– Лидия Ивановна, как выглядела женщина, которая приходила к Вашему мужу незадолго до его гибели?
– Она была в черных очках. Вечером. Это мне показалось странным.
И ещё она, по-моему, изменяла голос.
– Чего она хотела от вашего мужа?
– Я никогда не вмешивалась в дела мужа. Но этот разговор услышала
краем уха, когда зашла предложить гостье чая.
– О чём они говорили?
– Женщина плакала, просила помочь умирающей матери, но муж
ответил, что не может рисковать, применяя непроверенное на практике средство.
Они разругались. Женщина быстро ушла, а муж заперся в кабинете и полночи
проходил там. Рано утром он ушёл и больше я его не видела…
Вдова снова заплакала. Кумекин едва успокоил её. Потом попросил
разрешения посмотреть содержимое письменного стола. Вдова ушла на кухню, а
детектив долго перебирал листок за листком рукописи профессора, написанные
«леонардовым» почерком. Даже прикладывая листки к зеркалу, он не смог прочитать
написанное на них. Неожиданно среди рукописей Кумекин нашёл скопированный из
какого-то журнала листок, гласивший о предсказаниях некоего Эдгара Кейси,
который уверял, что вскоре появится сверхвыносливая человеческая раса, у
которой будет улучшенная ДНК. Эти люди будут иметь способность
самовосстанавливаться. В статье, где говорилось о том, что Кейси назвал дату
создания новой расы – 2004-й год, стояла пометка профессора: «они
уже существуют и ждут своего часа?».
– Бред сивой кобылы! И зачем профессор собирал такую галиматью?
К статье скрепкой была подколота какая-то фотография…
– Вот так поворот! – воскликнул Кумекин.
– Вот так поворот! – воскликнул Кумекин.
Появилась вдова с чаем.
– Лидия Ильинична, вам знакома моя секретарша Маргарита
Майстрович?
– Нет. Я впервые её увидела у Вас в офисе.
– А как Вы объясните, что на этой фотографии Вы с ней вдвоём?
Вдова побледнела.
– Рита, зайди! – крикнула она. На пороге появилась секретарша.
– И как Вы объясните весь этот спектакль? – спросил Кумекин.
– А мы не обязаны Вам ничего объяснять! – рассвирипела Пожар в джунглях.
– Вы раскрыли себя раньше, чем я нашёл эту фотографию, – сказал Кумекин. – Вас выдала книга Беляева в рабочем столе. И тот бред, который Вы несли, явившись под видом призрака профессора. Мне не понятно, зачем Вы разыграли спектакль в моём кабинете, ведь рисковали быть разоблаченной.
– А мы не обязаны Вам ничего объяснять! – рассвирипела Пожар в джунглях.
– Вы раскрыли себя раньше, чем я нашёл эту фотографию, – сказал Кумекин. – Вас выдала книга Беляева в рабочем столе. И тот бред, который Вы несли, явившись под видом призрака профессора. Мне не понятно, зачем Вы разыграли спектакль в моём кабинете, ведь рисковали быть разоблаченной.
– Я приходила за письмом. Его, минуя меня, занёс Вам Репейников.
– Что в том письме? Впрочем, и так понятно: профессор высказал свои предложения о том, кто его преследует, угрожает…
– Что в том письме? Впрочем, и так понятно: профессор высказал свои предложения о том, кто его преследует, угрожает…
– Сообразительный, – с улыбкой булгаковского Варенухи-вампира
произнесла Рита.
– Но что вам надо было от профессора?!
– Я узнала о его исследованиях от Лидии Ильиничны. Она – подруга
моей умирающей мамы. Сначала в своём виде пришла к профессору, но он
заупрямился. Тогда я решила преследовать его. Обряжалась кем угодно…
– Даже зелёным человечком? – спросил Кумекин.
– Даже им. Но профессор был упрямее осла. Однажды я почти
настигла его в подъезде, а он ударил меня чем тяжелым по голове. Помните, я с
перебинтованной головой пришла на работу? Я тогда объяснила, что упала дома с
лестницы… Пока я была без сознания, профессор успел разглядеть, кто
скрывается под личиной зелёного человечка. Я поняла, что раскрыла себя и
теперь уж точно он не только не станет со мной говорить, но и может заявить
куда надо. На следующий день я сопровождала его от дома. Профессор куда-то
спешил. Бросил письмо в почтовый ящик и побежал через улицу. Тут-то и попал под
машину. И тогда я поняла, что нужно рассказать эту историю Лидии Ильиничне. А
потом всё завертелось как-то само собой. Но вчера я увидела у Вас на столе
прошедшее мимо меня письмо профессора и поняла, что сгорю. Приняла образ
призрака и выкрала письмо, когда Вы закрывали окно.
– Это понятно. Но зачем Вы, Лидия Ильнична, явились в офис?
Случай с призраком мог бы поставить точку в истории – я не верю в мистику.
– Это была вторая наша ошибка… – начала вдова. – Я решила
подстраховать Риточку.
– Мы собрались покинуть офис, как вдруг некстати вернулся
Репейников. Пришлось изображать обморок…
– Портфель пуст. Где документы? – спросил Кумекин.
– Скорее всего, в сейфе на работе у Ивана Васильевича.
– То есть они недосягаемы? Не понимаю, зачем вами был затеян весь
этот сыр-бор!
– А я знаю, – сказал неожиданно появившийся Репейников. – На этом
диске, изъятом в ближайшей от места происшествия аптеке, видеозапись, на
которой хорошо видно, что профессор не сам попал под машину, а ему помогли…
Секретарша фурией набросилась на Репейникова, но он оттолкнул её.
– Кто толкнул Ванечку? – спросила вдова.
– Неужели не поняли?
– Рита?! Не может быть! Зачем ей это нужно?
– Лидия Ильинична, она не только дочь вашей лучшей подруги, но и
дочь…вашего мужа. Письмо профессора проливает свет на многое! Ритуля, я смог
его извлечь из вашей сумочки, – Репейников достал из внутреннего кармана
конверт и секретарша снова накинулась на молодого детектива. Кумекин еле
оттащил её от Репейникова. Потом бросился к потерявшей сознание вдове, стал
приводить её в чувство. Женщина попросила Репейникова продолжить рассказ.
– По-моему, этот разговор нужно отложить до лучших времён, –
сказал Кумекин.
– Нет-нет, я хочу знать сейчас! – запротестовала вдова. – Мне уже
гораздо лучше.
– Пусть Маргарита сама расскажет, зачем толкнула профессора под
машину.
Рита молчала.
– Пожалейте девочку, она сама в шоке.
– Лидия Ильинична, она не пожалела ни Вас, ни профессора.
Рита взвизгнула.
– А за что его жалеть?! Мало того, что втайне от жены прижил
ребенка на стороне, не хотел признавать и помогать, так ещё отказал, когда я на
коленях просила помочь умирающей матери. У него один ответ: «Исследования не
закончены, я не могу рисковать». А я хваталась за любую соломинку, чтоб спасти
маму…
– Теперь Вы и маме не поможете и сами в тюрьму угодите, Рита,
– тихо произнёс Кумекин. – Лидия Ильинична, что Вы скажете?
Вдова долго молчала, потом сказала:
– Ванечку не вернуть. Отпустите её!
Селёдка под Шубертом
(из цикла «Кумекин и К»)
Репейников явился в офис заспанным.
– Шеф, что случилось? Зачем надо было поднимать ни свет, ни заря?
– Илья, ты
давно был в библиотеке?
– Да ещё в
школьные годы…А почему Вы спросили?
– Потому что
мы с тобой сейчас поедем туда.
– Давненько
книжек в руках не держали? – ухмельнулся Репейников.
– Каждый,
считающий себя интеллигентным, человек, должен хотя бы иногда ходить в
библиотеку, чтобы посидеть в тиши читальных залов…
– Шеф, а если
без патетики? Зачем мы туда идём в такую рань? Не за книжками по
криминалистике?
– Тебе бы не
помешало их почитать. Но мы идём по другому случаю. Там человека убили.
Репейников присвистнул:
– Вот так
библиотека – тихое, спокойное место…с виду. Труп нашли где? И когда?
– В читальном
зале нашли. Вчера вечером, после закрытия...
– А разве
библиотека не закрывается на пульт?
– В том-то и
дело, что закрывается. Когда сработала охранная сигнализация, приехала милиция
с собакой и завхоз библиотеки. Они и обнаружили труп. И раскрытое окно
читального зала. Из него, видимо, и выпрыгнул убийца. Меня смущает одно…
– Что убийца выпрыгнул со второго этажа?
– И это тоже.
Вопрос: как в библиотеке закрыли посторонних людей?
– А я
нисколько не удивлён, меня в этой библиотеке тоже однажды закрыли, когда я
задремал на банкетке в цокольном этаже.
– Репейников,
я и не подозревал, что ты тайный библиоман. Тебе дня мало, на ночь в библиотеке
остаёшься?
– Смешного на
самом деле мало. Когда я проснулся и пытался выпрыгнуть из окна первого этажа,
меня встретили милиционеры и под белы руки провели в участок. С тех пор я не
люблю ходить в библиотеку…
– А придётся!
У меня, мой юный друг, там знакомая работает. Очень приятная симпатичная женщина.
По совместительству директор. Она и попросила заняться этим делом.
– Так там,
наверно, менты с вечера копошатся?
– Уже не
копошатся. Приехали, труп забрали, завхоза допросили и исчезли. Марии Антоновне
велели набраться терпения и ждать.
– Мария Антоновна это Ваша симпатичная приятельница?
– Мария Антоновна это Ваша симпатичная приятельница?
– Зришь прямо
в корень, Илья! Едем!
Через пятнадцать минут они уже сидели в кабинете директора
библиотеки, которая одарила детективов лучезарной улыбкой, собственноручно
разлила принесенный секретаршей чай и угостила вареньем из молодых сосновых
шишек. Репейников растаял от такого внимания и уже хотел ответить на
гостеприимство парочкой заготовленных, безотказных по силе действия
комплиментов, но вовремя заметил обручальное кольцо на руке молодой директрисы.
– Машенька, за
чай спасибо. Но нам хотелось бы увидеть место преступления… Проводишь
нас? – попросил Кумекин.
Втроём они поднялись по лестнице на второй этаж.
– Это наш отдел искусств. Здесь всё и произошло, – сказала Мария Антоновна.
– Это наш отдел искусств. Здесь всё и произошло, – сказала Мария Антоновна.
Кумекин удивился:
– Здесь? А мне
казалось, что в большом читальном зале. Там задремавшего человека за пальмой
могли и не заметить сотрудники читального зала, а здесь…
– А здесь
вчера весь день работала Оленька. Заведующая в декретном отпуске, одна
сотрудница на сессии, вторая на больничном. А у Оленьки ребёнок заболел и она
отпросилась у меня уйти раньше. Отдел пришлось закрыть и на двери оставить
объявление с извинениями.
– Репейников,
подбери отвисшую челюсть и озвучь нам свой вопрос.
Молодой детектив не заставил ждать шефа и выдал вопрос:
– Но как Ваша Оленька могла закрыть человека в отделе? У неё какое зрение? Очки носит – минус пятнадцать?
– Но как Ваша Оленька могла закрыть человека в отделе? У неё какое зрение? Очки носит – минус пятнадцать?
– Зря Вы
иронизируете, молодой человек: Оленька – лучший библиотекарь по итогам работы
за прошлый год. Я звонила ей ночью, когда узнала об этом ЧП. Оленька
утверждает, что в отделе никого не было, когда она закрывала дверь.
– Значит, он
появился с помощью телепортации…– пробормотал Репейников. Но директор услышала
его слова и хотела возмутиться бесцеремонностью молодого человека.
– А можно пригласить
сюда вашего завхоза? – пришёл на помощь молодому коллеге Кумекин. Завхоз
чудесным образом материализовался в дверном проёме. Марья Антоновна даже
телефон не успела поднести к уху.
Завхоз представился:
– Денис Алексеевич Петровский. Я уже не один раз писал Марье Антоновне докладные о халатности сотрудников этого отдела. Вы думаете, что это первый случай, когда читателей закрывают в библиотеке?! Это происходит систематически! Да и саму Оленьку тоже приходилось вызволять из рук милиции…
– Денис Алексеевич Петровский. Я уже не один раз писал Марье Антоновне докладные о халатности сотрудников этого отдела. Вы думаете, что это первый случай, когда читателей закрывают в библиотеке?! Это происходит систематически! Да и саму Оленьку тоже приходилось вызволять из рук милиции…
– Денис
Алексеевич, – лицо директора залилось пунцовой краской, – два раза у Вас это
систематически? Я попрошу оставить разговор на потом и ответить на вопросы
детективов.
– Я всё уже
рассказал милиции и второй раз не собираюсь. Я занят по уши! У меня закупки,
кровля, ремонт пандуса…
– Денис
Алексеевич, не заставляйте меня выходить из себя!
Завхоз тяжело
вздохнул и повернулся к Кумекину:
– Что вы
хотите услышать?
– Как два
человека могли оказаться в сданной на сигнализацию библиотеке?
– Если б я вчера закрывал библиотеку – у меня б никто не остался.
– Если б я вчера закрывал библиотеку – у меня б никто не остался.
Директора покинула её невозмутимость:
– Неужели? А кто сдавал библиотеку на сигнализацию в день,
когда закрыли Ольгу?
Завхоз вытер извлечённым из кармана платком крупные капли
пота на лбу.
– Я, как
сапёр, ошибаюсь один раз.
– Так Вы
сапёр, Денис Алексеевич! А я наивно полагала, что принимаю Вас на должность
завхоза. Через полчаса жду у себя в кабинете! – Марья Антоновна учтиво
распрощалась с детективами и ушла.
– Простите,
что заставили вас стать свидетелями такой напряжённой сцены…– стал
оправдываться завхоз. – Марья Антоновна чуточку вспылила… Характер у меня не
сахар. Но она знала, кого берёт на работу…
– Пару
минут назад она говорила о совершенно обратном. Или мы ошибаемся?
– Понимаете,
меня рекомендовали Марье Антоновне. Наш общий знакомый «оттуда», – завхоз
поднял глаза к потолку. – «Парашютист»!
– Парашютист –
это фамилия такая? – съязвил Репейников.
– «Парашютист»
– это человек, которого спустили сверху.
– В каком
смысле?
– Прислали из
министерства.
– Достаточно
подробностей о ваших отношениях с директором! Я хотел бы наконец узнать, как
два человека могли оказаться в сданной на сигнализацию библиотеке? –
раскраснелся Кумекин.
– Я поговорил
с Ольгой…
– По телефону?
– Нет, с глазу
на глаз.
– Ездили к ней
домой?
– Почти…– замявшись,
ответил завхоз.
– Что значит
«почти»?
– Я живу с
Ольгой. В гражданском браке.
– И пишете на
неё докладные? «Высокие отношения»!!! – снова съязвил Репейников. – Как только
она Вас терпит?!
– А у неё
характер тоже не сахар.
– Два сапога
пара!
– Я жду
ответа на поставленный вопрос! А Вас, Репейников, прошу подождать меня за
дверью.
– Исчезаю.
«Беги, скрывайся и таи…» – дверь за молодым детективом захлопнулась и
окончания известных стихов ни Кумекин, ни Петровский уже не расслышали.
Завхоз начал рассказ:
– Ольга сказала, что торопилась домой к заболевшей дочери и
невнимательно проверяла, не остался ли кто в отделе. В зале сидел только
постоянный читатель Белицкий…Кстати именно его труп и нашли. Только я не знаю
кому помешал этот безобидный городской сумасшедший. Он лежал лицом на столе.
Под ним нашли раскрытый нотный сборник Шуберта, накрывавший…недоеденную
селёдку.
В отделе решительно вошёл Репейников.
– Шеф, я тут проходил мимо и краем уха услышал про селёдку под Шубертом… Или я ослышался?
– Шеф, я тут проходил мимо и краем уха услышал про селёдку под Шубертом… Или я ослышался?
– Не ослышались: селёдка под Шубертом! – сказал Петровский. –
Мен…Милиция обследовала место преступления формально… («Как такого зануду тут
терпят!» – подумал Репейников). Вот что я нашёл в руке Белицкого! – и протянул
Кумекину какую-то маленькую бумажку. На бланке виднелись несколько цифр,
написанных от руки: 785.7.
– И что
означает эта цифра?
– Оля сказала,
что это шифр УДК.
– Шифр кого?
– УДК –
универсальная десятичная классификация. Эти цифры означают раздел с
инструментальной музыкой.
– Шеф, что
этот шифр нам даёт?
– Пока ничего,
но ведь это что-то да значит…
– «Селёдку под
Шубертом»? – пошутил Репейников.
– Оля сказала, что Белицкий пришёл к ним в отдел за полчаса до того, как ей позвонили из детсада и попросили забрать заболевшую дочку. Белицкий принёс с собой селёдку в газете и читательское требование с одним шифром, без указания конкретной книги. Оля спросила, чего он хочет. Бельский сказал, чтобы несла все ноты из этого раздела. Оля психанула, но принесла всё. Пришлось побегать в хранилище не раз. А Белицкий каждый раз, смеясь, спрашивал:
– Оля сказала, что Белицкий пришёл к ним в отдел за полчаса до того, как ей позвонили из детсада и попросили забрать заболевшую дочку. Белицкий принёс с собой селёдку в газете и читательское требование с одним шифром, без указания конкретной книги. Оля спросила, чего он хочет. Бельский сказал, чтобы несла все ноты из этого раздела. Оля психанула, но принесла всё. Пришлось побегать в хранилище не раз. А Белицкий каждый раз, смеясь, спрашивал:
«Это всё?».
– Что было
потом?
– Потом
раздался звонок из садика и Оля побежала отпрашиваться к Марье Антоновне.
– А как же
Белицкий? Успел посмотреть свои ноты? Что в их искал?
– Да кто
знает, что искал сумасшедший. Да только Оля еле выпроводила его из отдела…
– И всё?
– Всё.
– Покажите нам
пожалуйста раздел 785.7.
Все трое прошли в подсобный фонд и Петровский показал целый
стеллаж с нотами.
– Вопросов больше нет, – сказал Кумекин, а когда вышли из
библиотеки спросил Репейникова: – Какие будут соображения? У меня всё-таки один
вопрос есть. И он, к сожалению, пока без ответа: как Белицкий снова оказался в
отделе и кто его убил?
– Да не мог
Белицкий за двадцать минут посмотреть все ноты! Ясен пень! – выпалил
Репейников.
– Я не знаю,
насколько ясен твой пень, но Петровский что-то не договаривает…
– Вы заметили,
что все ноты этого раздела аккуратно расставлены на стеллаже? Если Ольга
приносила их Белицкому, как утверждает Петровский, то когда успела их расставить,
если ушла раньше с работы? Надо поехать к этой Оленьке и дожать её. Уверен –
расколется!
– Ты
нетерпелив, мой юный друг. Тем не менее, рациональное зерно в твоих
размышлениях есть.
– Это не
размышления, а умозаключения, шеф! Едем к Ольге?
– Несомненно.
На следующий день Репейников принёс в приёмную директора
библиотеки докладную Кумекина, которая гласила: «17.06.2016 в 16.10 в отдел
искусств, в котором в этот день работала только Найдёнова Ольга
Михайловна, зашёл постоянный читатель Белицкий Станислав Станиславович, принёс
рыбу в газете и читательское требование. Найдёнова по требованию читателя
принесла все ноты и он, разложив их на столе (прямо на рыбе) стал их листать.
Найдёнова сделала замечание Белицкому, что рыба может повредить ноты, на что он
только посмеялся и продолжать есть селёдку и листать сборники. В 16.35
Найдёновой позвонили из детского садика и попросили срочно забрать заболевшую
дочь. На просьбу Найдёновой освободить отдел и прийти смотреть ноты на
следующий день Белицкий посмеялся и бросил недоеденную рыбу на сборник
нот Шуберта. В состоянии аффекта Найдёнова ударила читателя большой цветочной
вазой и убила. Затем, испугавшись, закрыла отдел, убрала ноты со стола, открыла
окно и, вытащив из кармана Белицкого его читательский билет, закрыла отдел и
отправилась домой, сказав контролёру, что Белицкий ушёл, забыв свой билет».
Директор не видела, как Репейников зашёл в кабинет к
Петровскому.
– Зачем Вы
пришли сюда? Я не хочу Вас видеть! Зачем Вы копали под Олю? Я люблю её…
– …с
докладными директору! – уточнил Репейников.
– Да, я люблю
её…может быть странной любовью, но люблю…
– Не верю. А
вот Ольга любит Вас. Иначе бы не покрывала истинного убийцу. Ведь это Вы убили
Белицкого. На одном из подобранных осколков вазы я обнаружил свежие отпечатки
пальцев. Ваших, не Ольгиных!
–
Хорошо, я расскажу всё. Я зашёл к Ольге, когда она уговаривала этого психа уйти
из отдела, объясняя, что у неё дочь заболела. А он смеялся, жрал свою рыбу и
просил ещё принести ему нот. Оля носила, а он жрал и смеялся. Не знаю, что на
меня нашло, но я увидел рядом напольную вазу и сзади обрушил на голову
Белицкому.
– Вам не жаль
его, Олю?
– Не жаль.
Одним психом меньше. А Оля сама решила взять вину на себя…
– А ты и
обрадовался? И за что она полюбила такого урода?
Репейников вышел из библиотеки, тихо напевая: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной…».
Репейников вышел из библиотеки, тихо напевая: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной…».
Комментариев нет:
Отправить комментарий